Может ли Свидетель Иеговы быть православным?



         Возможно, такая постановка вопроса может вызвать недоумение и казаться совершенно безосновательной из-за того, что в ней присутствуют несовместимые понятия. И всё-таки давайте попробуем разобраться.


         Основанием для постановки такого вопроса послужила статья, опубликованная на сайте «Православие и мир» (www.pravmir.ru) 21.12.2011  под названием «Сектантство в Православии и Православие в сектантстве» [1]. Данная статья – это материал из издания Архиепископ Иоанн Сан-Францисский (Шаховской). Избранное. Собрание сочинений в двух томах. Том 1. Издательство братства во имя святого князя Александра Невского. 1999. Архиепископ Иоанн Сан-Францисский (Дмитрий Алексеевич Шаховской) жил в прошлом столетии (род. в 1902 году).

        Сразу же хочу сказать, что, ознакомившись с некоторыми размышлениями Д.А. Шаховского, опубликованными на упомянутом сайте, я проникся симпатией к этому человеку, православному священнослужителю. Что же утверждает Д.А. Шаховской в своих сочинениях?

        Вот одно из таких утверждений: «Ошибочно думать, что все православные суть действительно не сектанты и что все сектанты суть действительно не православные. Не всякий православный по имени таков по духу, и не всякий сектант по имени таков по духу, и в настоящее время в особенности можно встретить «православного» — настоящего сектанта по духу своему: фанатичного, нелюбовного, рационально узкого, упирающегося в человеческую точку, не алчущего, не жаждущего правды Божией, но пресыщенного горделивой своей правдой, строго судящего человека с вершины этой своей мнимой правды — внешне догматически правой, но лишенной рождения в Духе. И, наоборот, можно встретить сектанта, явно не понимающего смысл православного служения Богу в Духе и Истине, не признающего то или иное выражение церковной истины, но на самом деле таящего в себе много истинно Божьего, истинно любвеобильного во Христе, истинно братского к людям».

        Можно ли сказать о ком-либо из Свидетелей Иеговы, как о «таящем в себе много истинно Божьего, истинно любвеобильного во Христе, истинно братского к людям»? А почему бы и нет? Кто станет отрицать, что такое возможно? Ведь только Бог знает сердце, т.е. подлинную сущность, человека. Следовательно, Свидетель Иеговы может быть православным.

       Далее читаем в статье: «Среди иновероисповедных христиан есть множество живущих в истине Православия — духом своим. Есть сектанты, которые горят духом и любовью к Богу и к ближним гораздо более, чем иные православные, и вот этот дух горения любви к Богу и к человеку есть признак истинного жизненного Православия. Кто его не имеет среди православных, тот не истинно православный, и кто его имеет среди неправославных, тот истинно православный».

       И в этой связи вопрос: а может ли Свидетель Иеговы иметь «дух горения любви к Богу и к человеку»? Повторим ответ на предыдущий вопрос: а почему бы и нет? Кто станет отрицать, что такое возможно? Ведь только Бог знает сердце, т.е. подлинную сущность, человека. Следовательно, Свидетель Иеговы может быть православным.

       Т.е.  Свидетель Иеговы, будучи, с точки зрения Православия, «сектантом», может считаться православным с позиции критериев, сформулированных Д.А. Шаховским. Смею предположить (для такого предположения у автора данной статьи-заметки есть немало оснований), что, далеко не все православные готовы будут разделить точку зрения Д.А. Шаховского относительно возможности рассматривать «сектанта», удовлетворяющего сформулированным критериям, в качестве православного. И речь здесь идёт не только о таких пламенных «сектоборцах», как небезызвестный А. Дворкин, священник О. Стеняев и др., а о достаточно терпимых клириках Православной Церкви и воцерковлённых прихожанах. 

        Вроде бы ответ на поставленный в заглавии вопрос статьи получен. Но, как говорят, есть ещё одно «но». В этой связи нужно обратить внимание на то, каким образом  Д.А. Шаховской подчёркивает необходимость быть терпимыми для православных по отношению к «сектантам»: «Сектант, который верует в Пресвятую Троицу, в необходимость духовного рождения, в необходимость сознательного отношения к крещению, в необходимость верующим не стыдиться веры своей среди равнодушных, но исповедовать ее перед всеми, верует каждому слову Священного Писания и из ревности по этой вере считает лишним все иные проявления откровений Духа Святого в Церкви за 1900 лет (откровений, кои не противоречат, но разъясняют скрытое в Евангелии) — этот сектант неужели должен быть злобно гоним нами, православными?».

      Терпимость автора процитированных слов, на мой взгляд, не может не вызывать уважения – вот почему я, как заметил ранее, проникся симпатией к этому человеку. 

      Но давайте попробуем взглянуть на записанное с чисто формальной точки зрения. Как можно видеть, от «сектанта», к которому следует проявлять терпимость, помимо того, чтобы «веровать каждому слову Священного Писания», «не стыдиться своей веры … но исповедовать её перед всеми», требуется веровать в «Пресвятую Троицу». И тут не может не возникнуть вопрос: а как быть, если «сектант», «верующий каждому слову Священного Писания», не видит в нём оснований для веры в «Пресвятую Троицу»?    Неужели в таком случае такому «сектанту» может быть отказано в том, чтобы считаться православным в свете критериев, сформулированных Д.А. Шаховским?

       Всё это указывает на, очевидно, высочайший уровень важности догмата о Троице для православного сознания.

       И действительно, согласно сайту «Вера православная» (www.verapravoslavnaya.ru), «Догмат Троичности – основной догмат христианства» [2].

       А вот что пишет по этому поводу православный богослов В. Лосский в своей книге «Очерк мистического богословия Восточной церкви»: «Для Православной Церкви Пресвятая Троица – непоколебимое основание всякой религиозной мысли, всякого благочестия, всякой духовной жизни, всякого духовного опыта … Между Троицей и адом – нет никакого иного выбора» [3]. 

       Вот, оказывается, какова важность этого догмата! Т.е. не только атеисты и агностики заслуживают ада (в силу отрицания Бога или принятия идеи о беспочвенности попыток убедиться в Его существовании), но и миллиарды других верующих: мусульман, индуистов, буддистов, иудаистов, синтоистов и т.д., а также христиан, не признающих догмат о Троице (унитариев, христодельфиан и др.).

       Хочется надеяться, что не все православные верующие разделяют точку зрения упомянутого богослова. По крайней мере, терпимость автора анализируемой статьи позволяет полагать, что он вряд ли бы поддержал такой взгляд.

      В свете всего сказанного позволим читателю самому ответить на звучащий в заглавии статьи вопрос.



Список источников

         1.  http://www.pravmir.ru/sektantstvo-v-pravoslavii-i/.
         2. http://www.verapravoslavnaya.ru/?Troica_Svyataya
         3. В. Лосский. Очерк мистического богословия Восточной церкви / В кн. «Мистическое богословие». – Киев: Издательство христианской благотворительно-просветительской ассоциации “Путь к жизни”, 1991. – с. 137.


   Игорь Лысенко (igor.v.lysenko@gmail.com)

Комментарии

Популярные сообщения